Финансовые результаты Аэрофлота оказались хуже ожиданий в части выручки — консенсус прогноз предполагал показатель в районе 90 млрд руб. против фактических 84,9 млрд руб. В целом отчет отразил сложную ситуацию в отрасли под влиянием коронавируса. В III квартале давление COVID-19 на операционные и финансовые метрики снизилось относительно пикового II квартала. Дополнительную поддержку оказал высокий летний сезон, когда объемы перелетов растут. Чистый убыток за последние 12 месяцев достиг -86,2 млрд руб. и, вероятно, будет еще больше по итогам 2020 г. О дивидендах за 2020 г. можно забыть.
Пугающую динамику демонстрирует отношение чистый долг/EBITDA — показатель вырос в 2,2 раза кв/кв до 12,6х. Ситуация должна немного выправиться в IV квартале, где будет отражен приток средств от проведенной допэмиссии акций. Однако привлеченные 80 млрд руб. не должны кардинально изменить ситуацию.
В перспективе ближайших кварталов заметного улучшения результатов ожидать сложно. Несмотря на успехи в разработке вакцины до ее повсеместного внедрения может пройти достаточно много времени, а объемы авиаперевозок будут оставаться низкими.
Наиболее важным драйвером для котировок сейчас являются темпы восстановления рынка. Наметившийся с апрельского дна тренд приостановился в сентябре–октябре на фоне рекордных темпов распространения вируса в России. По мере стабилизации ситуации рынок может продолжить восстановление, что поддержит котировки акций.
Низкий сезон IV квартала 2020 г. — I квартала 2021 г. обещает оставаться крайне сложным для авиации, работающей в условиях ограничений и сезонного снижения спроса. В этой связи мы сохраняем консервативный подход к задействованию емкостей в дополнение к их сезонному снижению. Группа Аэрофлот обеспечила себя необходимыми ресурсами ликвидности, включая средства от дополнительной эмиссии акций в размере 80 млрд руб. и кредитными линиями, обеспеченными государственными гарантиями на сумму 70 млрд руб., что позволит Группе исправно исполнять свои обязательства и быть готовой к полноценному возобновлению операционной деятельности».
Выручка Группы Аэрофлот за 9 месяцев 2020 г. снизилась на 55,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. и составила 234,2 млрд руб. Выручка в III квартале составила 84,9 млрд руб., что на 60,1% ниже уровня III квартала 2019 г.
Показатель EBITDA за 9 месяцев составил 31,2 млрд руб. (-78% г/г). Показатель EBITDA по итогам III квартала составил 20,1 млрд руб., что на 72,6% ниже уровня III квартала 2019 г.
Чистый убыток Группы Аэрофлот за 9 месяцев 2020 г. составил 79,4 млрд руб. (20,3 млрд руб. прибыли годом ранее). Чистый убыток Группы за III квартал составил 21,1 млрд руб. (29,1 млрд руб. прибыли годом ранее).
Общий долг по состоянию на 30 сентября 2020 г. увеличился на 36,1% по сравнению с показателем на 31 декабря 2019 г. и составил 780,6 млрд руб. Рост долговой нагрузки связан, в первую очередь, с переоценкой лизинговых обязательств на отчетную дату в результате девальвации рубля на 28,7% (по отношению к доллару США) с начала года, а также с привлечением новых кредитов для создания резерва ликвидности и для финансирования текущей деятельности на фоне значительного снижения фактических и ожидаемых доходов. Чистый долг на конец III квартала составил 737,5 млрд руб., что на 34,6% выше уровня на конец 2019 г. Отношение чистый долг/EBITDA на конец квартала выросло до 12,6х против 5,8х в предыдущем квартале и 3,2х на конец 2019 г.